общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия  

общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия

Часть 1.

Ответьте на вопросы.

1.Сказка отличается от мифа:

А) большей фантастичностью излагаемых событий Б) ослаблением веры в истинность повествования

В) отсутствием воспитательных задач

2.К особенностям мифологического сознания не относится:

А) наделение мира природы человеческими характеристиками Б) привидение явлений под теоретические обобщения В) восприятие мира как арены борьбы добра и зла

3.Идея реинкарнации принадлежит:

А) древнеиндийской философии Б) древнекитайской в) древнегреческой

4. Атеистической религией называют:

А) конфуцианство б) зороастризм в) буддизм

5. Соотнести истину и религию, которой она принадлежит:

А) следование строгому порядку, соблюдение этикета

Б) причина страданий в человеческих желаниях и страстях

В) лучшее поведение человека это следование естественному порядку вещей

1) даосизм 2)конфуцианство 3) буддизм

6. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования

предложил в своем трактате:

а) Конфуций б) Будда в) Платон

7. Что из перечисленного относится к взглядам Аристотеля на общество?

А) представители высших классов не должны иметь семью владеть собственностью

Б) деление общества на три социальных класса: мудрецов-правителей, воинов и земледельцев с ремесленниками

В) допускалась частная собственность, а опорой общества назывались средние слои

8. Среди перечисленных наук к социально-гуманитарным не относится:

А) социология б)философия в) биология г) история

9. Наука об обществе как системе – это:

А) история б) политология в) социология

10. Какие из перечисленных признаков можно отнести только к социально-гуманитарным наукам?

А) изучение только объективных связей явлений материального мира

Б) изучение не только общих признаков однородных явлений, но и черты отдельного неповторимого явления

В) изучение свойств всей совокупности однородных объектов

Произведите соотнесение

2.а. Соотнести название науки и ее предмет:

А) наука о бытии - 1. этика

б) учение о познании -2.гносеология

в) наука о законах красоты -3.онтология

г) наука о морали -4.философская антропология

д) учение о сущности и природе человека -5.эстетика

2.б. Соотнести высказывание и имя его автора.

А) реальность Бога нельзя установить логическим путем, единственный путь к нему – вера

Б) государство – большая семья, а правитель «отец и мать народа»

В) «Знание – сила», а приобретение нового знания связано с опытом, а не с опорой на авторитет Писания

Г) суверенный государь выше права и морали

1)Р.Бэкон 2) У.Оккам 3) Макиавелли 4) Конфуций

2.в.. Соотнести:

А) создал теорию общественного договора

Б) выдвинул идею о разделении властей на законодательную и исполнительную

В) выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти

1) Дж. Локк 2) Монтескье 3) Т. Гоббс

Часть 2.

1.Дайте объяснения предлагаемой схеме. Какое ей можно дать название? Закончите схему и объясните в чем заключаются последствия!

2.Прочтите предлагаемый список терминов и понятий:

общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия.

К какой теме, изученной в первой четверти 10 класса данные термины и понятия относятся? Придумайте термин или/и понятие обобщающее их.

Часть 3.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

.Русский философ В. С. Соловьев (1853—1900) о зна­чении философии.

Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Что же сделала философия в области отвлеченного мышления, при разрешении чисто умозрительных вопросов о бы­тии и познании, — это известно всем, занимавшимся философи­ей. Но ведь философия не для них же одних существует. Ведь другие науки, хотя также имеют свои чисто теоретические зада­чи, доступные только тем, кто их изучает, однако они не ограни­чиваются этими задачами, они хотя разрабатываются и изучают­ся теоретически немногими, но практическое значение имеют для всех; коренясь в школе, явные плоды приносят для жизни. Мы знаем, что науки естественные существуют не только для од­них физиков, химиков и физиологов, а также и для всех граж­дан, содействуя прогрессу общественных и политических отно­шений между людьми. Но, может быть, философия ближе к искусству, чем к науке, может быть, она, как чистое художество, рождена не для житейского волнения, не для корысти, не для битв? Но ведь и искусство не остается в кругу художников и эс­тетиков, а стремится доставлять свои наслаждения и тому мно­жеству людей, которые не имеют никакого понятия ни о теории, ни о технике искусства. Так неужели одна философия составляет

исключение и существует только для тех, кто сам ею занимается, для авторов философских исследований или хотя бы только для читателей Канта и Гегеля? Если так, то занятие философией яв­ляется как дело, может быть, и интересное, но непохвальное, по­тому что эгоистичное. Если же нет, если и философия имеет в виду не отвлеченный интерес одиноких умов, а жизненный инте­рес всего человечества, то нужно прямо ответить на вопрос: что же делает философия для человечества, какие блага ему дает, от каких зол избавляет?

Итак, что же делала философия? Она освобождала человече­скую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содер­жание. Она низвергала всех ложных чуждых богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества. В мире древнем, где человеческая личность была по преимуществу подавлена началом природным, материальным, как чуждою внеш­нею силой, философия освободила человеческое сознание от ис­ключительного подчинения этой внешности и дала ему внутрен­нюю опору, открывши для его созерцания идеальное духовное царство. В мире новом, христианском, где само это духовное цар­ство, само это идеальное начало, принятое под формою внешней силы, завладело сознанием и хотело подчинить и подавить его, фи­лософия восстала против изменившей своему внутреннему харак­теру духовной силы, сокрушила ее владычество, освободила, выяс­нила и развила собственное существование человека сначала в его рациональном, а потом в его материальном элементе.

Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу, вводя и то и другое в форму свободной человечности.

Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей и смело и с достоинством, не пугаясь ни тума­нов метафизики, ни даже бездны мистицизма: пусть он не сты­дится своего свободного служения и не умаляет его, пусть он зна­ет, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным.

Соловьев В. С. Исторические дела философии / В. С. Соловьев // Из истории русской гуманистической мысли. Хрестоматия для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1993. — С. 235, 245—246.

Вопросы и задания. 1)С какими видами духовной деятельности соотносит автор философию, рассуждая о ее роли в жизни человека? Каково, на его взгляд, значение этих видов деятельности для широ­ких слоев общества? 2) В чем русский мыслитель видит предназначе­ние философии? Как вы понимаете слова о том, что философия «осво­бождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание»? 3) Попытайтесь определить, совпадает ли, на взгляд автора, философское сознание с религиозным? 4) Отвергает ли философ материалистическое начало в человеке? Обоснуйте свой вывод, привлекая положения источника. 5) Какие напутствия дает автор тем, кто вступает на стезю философского постижения мира и че­ловека?

2. Составьте развернутый план по теме: «Право в древности»

3. Дайье определение понятию «предприниматель». После чего, составьте ещё два предложения, характеризующее это понятие.

4. Напишите короткое эссе, выдержав его критерии на любую из цитат:

А. «Философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».

Н. А. Бердяев

Б.«Проблема социальной философии — вопрос, что такое собственно есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает».

С. Л. Франк

В.«Пришло несчастье — человек сам его породил, пришло счастье — человек сам его вырастил. У несчастья и счастья одни двери», Конфуций.

Г. «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов». Маркс

Д. Мировая история не похожа на мечтания нашего времени. История человека коротка, если соизмерять ее с историей растений и животных, не говоря уже о долгой жизни планет. Внезапный подъем и упадок через несколько тысячелетий — это маловажно для судеб Земли, но для нас, здесь и теперь рожденных, эта история обладает трагическим величием и силой. Мы, люди XX в., спускаемся вниз зрячими... О. Шпенглер .
Е. «Философия истории и социальная философия... — вот главные темы русской философии. Самое значительное и оригинальное, созданное российскими мыслителями, относится к этой области».С. Л. Франк


0768076422342442.html
0768145689797999.html
    PR.RU™