Взаимодействие логопеда и родителей

речи, в частности на наличие хронических заболеваний, соблюдение режима дня (это особенно важно при значи­тельной нагрузке в школе).

Учитывая огромную значимость сотрудничества с ро­дителями детей, испытывающих затруднения в учебе, нельзя недооценивать важность информации о логопе­дической работе. Например, можно размещать инфор­мацию о логопедической службе на информационных стендах.

Семья является первым уровнем оказания помощи ре­бенку при возникновении у него проблем, тормозящих развитие. К сожалению, родители часто не различают соб­ственные проблемы и проблемы, возникающие у детей и, как правило, в обоих случаях берут ответственность на себя. Таким образом, ребенок не учится принимать ре­шения, а занимает пассивную позицию, ожидая, что за него все решат взрослые. Если в проблемной ситуации ребенок действует самостоятельно, он приобретает опыт, который способствует его развитию. Родители, направ­ляя это развитие, создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы, а также организо­вывают ему психологическую поддержку в семье.


ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

«УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»

Диагностика учебных затруднений в рамках програм­мы «Учись учиться» включает в себя:

1. Обсуждение индивидуальных особенностей детей с уча­стием логопеда, психолога, социального педагога, учи­теля русского языка, классного руководителя.

2. Изучение речевых карт (преемственность в работе ло­гопедов).

3. Логопедическое обследование учеников:

Предварительный этап:

а) наблюдение за учениками на уроках с целью изуче­-
ния особенностей устной речи;

б) просмотр тетрадей, анализ диктантов по русскому

языку;

в) беседа с учителем и классным руководителем с це­-
лью выявления индивидуальных особенностей и осо­-
бенностей речи детей.

Основной этап:

Проведение логопедического обследования.

Заключительный этап:

Дифференцированная диагностика учащихся с выяв' ленными логопедическими нарушениями.


.гностика учебных затруднений в рамках программы «Учись учиться»

Анкета «Учебные навыки» (для учеников 3—5 классов)

1. Могу самостоятельно взять все необходимое для за­нятий в школе:

1 2 3 4 5

2. Умею слушать объяснения и задания:

1 2 3 4 5

3. Могу попросить о помощи, если что-то не получается:

1 2 3 4 5

4. Умею отвечать на вопрос:

1 2 3 4 5

5 Умею выполнять задания в соответствии с инструкцией:

1 2 3 4 5

6. Умею планировать и распределять работу:

1 2 3 4 5

7. Умею выделять главное:

1 2 3 4 5

8. Умею правильно реагировать на замечания:

1 2 3 4 5

9. Умею гордиться своей работой:

1 2 3 4 5

10. Умею быть самостоятельным:

1 2 3 4 5

11. Умею делать домашнее задание быстро и качественно:

1 2 3 4 5

12. Умею организовать свое свободное время:

1 2 3 4 5

13. Умею организовать рабочее место:

1 2 3 4 5

14. Умею соблюдать режим дня:

1 2 3 4 5



Умения и навыки

Определять цель работы

Планировать ход выполнения задания

Рационально выполнять задание

Готовить рабочее место

Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы

Готовить пересказ

Написать реферат

Находить нужную информацию в учебнике

Самостоятельно проработать пункт или параграф учебника

Выделять главное в тексте

Пользоваться справочным и дополнительными материалами

Составить план прочитанного

Составить опорный конспект по изученному материалу (по прочитанному тексту)

Поставить вопросы к тексту

Усваивать информацию со слов учителя

Работать на уроке не отвлека­ясь

Аккуратно вести тетрадь

Организовывать свое свободное время


Полностью (2)


Уровень

Не владею (0)

Ученик Учитель
Что у него не получается? (пробле­ма со стороны ребенка) Чему не получается научить ребенка? (проблема со стороны учителя)
~
Результаты логопедического обследования (в необходимом объеме) Что должен знать и уметь ребенок на данный момент по данной программе?
) i
Анализ стратегий выполнения заданий ребенком (например, анализ протекания процессов письма и чтения) Как учит данному виду работы алгоритм выполнения задания, формулировки и т. д.?
Ситуация дома: условия для Домашней работы по отработке учебных навыков (где занимается, _^кем^в каких условиях?) Ситуация в школе: отношение учителя к данному ребенку, ожидания и перспективы, планы учителя относительно ребенка
,.





Анализ результатов обследования учащихся.

(Дата обследования)


классов



Типы ошибок Виды ошибок Примечание
Ошибки звукового состава слова 1. Замены согласных
2.Замены гласных
3. Пропуски гласных
4. Пропуски согласных
5. Пропуски слогов и частей слова
Ошибки языкового анализа и синтеза 1. Раздельное написа­ние частей слов
2. Слитное написание слов
3. Перестановки
4. Добавления


V


Графические 1. Замена букв по пространственному расположению
2.Зеркальное письмо букв
3.Общее искажение букв
Лексико-грамма-тические ошибки 1. Нарушение согласо­вания, управления
Орфографические 1.Правописание -жи-, -ши , -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -ЧК-, -чн-
2.Большая буква в начале предложе­ния, в именах, кличках животных
3. Правописание мягких согласных
4. Правописание безударной гласной


АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ


Фамилия, имя, класс._________________________________________________________________________

По буквам По слогам Целыми словами Произносит слова согласно: • написанию • произношению Смысловая догадка Ошибки Следит указкой

Прочтение новых/сложных слов

Начинает читать сразу Предварительно прочи­тывает про себя Просматривает глазами По буквам По слогам Целиком Смысловая догадка Ошибки Следит указкой

При повторном чтении нового/ сложного слова


Действует так же.________________Сокращенный и более быстрый способ чтения._______________


Те же трудности при прочтении.____________.Узнавание слова и более легкое прочтение.___________


АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПИСЬМА

Фамилия, имя, класс_______________________________________________________________________


0769833157589819.html
0769894896016779.html
    PR.RU™  
Предварительно проговаривает/прочитывает текст
Вслух Мысленно Глазами По буквам По слогам Целыми словами По одному слову По нескольку слов Целым предложением Ошибки: Следит указкой